Как проверить зажигание на бензопиле, найти и устранить неисправность

Своевременное воспламенение топлива в камере внутреннего сгорания, лежит в основе работы любого бензинового двигателя, а отвечает за поджигание, система из нескольких компонентов. Высоковольтный импульс образуется в ходе слаженного взаимодействия всех элементов зажигания и даже их минимальный дефект, оказывает отрицательное влияние на функционирование инструмента. В данной статье вы узнаете, как устроена система зажигания современных бензопил, что делать при поломке, где искать и как устранять неполадки. Пошаговые фото инструкции и наглядные видеоролики прилагаются.

Компоненты и принцип действия системы зажигания

При выполнении диагностики, обслуживания или ремонта частей механизма, крайне полезно понимать их устройство, вплоть до мельчайших компонентов. В следующем кратком ликбезе по зажиганию бензопилы, мы не станем вдаваться в тонкие схематические подробности, а представим общую картину взаимодействия всех элементов и опишем принцип образования искры. Для начала, рассмотрим комплектующие, из которых состоит система:

Катушка зажигания (модуль зажигания, магнето). Главный компонент системы, образующий высоковольтный импульс.

Маховик. Алюминиевая крыльчатка с магнитными напайками или напылением. Воздействует на модуль зажигания, генерируя электрический ток. Помимо участия в образовании искры, охлаждает двигатель и повышает центробежную силу коленвала.

Высоковольтный провод (бронепровод). Экранированный кабель с отличной изоляцией, выполняющей простейшую функцию по передаче импульса с катушки зажигания на свечу (до 20 кВт).

Свеча зажигания. Конечный элемент системы, одна половина которого располагается в камере внутреннего сгорания, а другая снаружи (к ней подключается бронепровод). Плотно вкручивается в свечное отверстие, но при этом контакты полностью изолированы от корпуса двигателя. Обеспечивает образование искры, воспламеняющей топливо внутри камеры.

Пусковая кнопка. Простой вспомогательный элемент для замыкания и размыкания контактов магнето. Имеет удобное расположение на корпусе и позволяет быстро отключить зажигание бензопилы, остановив работающий двигатель.

Компоненты системы зажигания бензиновой пилы Основные компоненты системы зажигания бензопилы

Система зажигания действует по типу классического генератора. Вращение маховика с разнополюсовыми магнитами, расположенными на минимальном расстоянии от контактов модуля (0.4 – 0.2 мм), создает электромагнитное поле, которое преобразуется в заряд. Принцип работы магнето бензопилы основан на индуцировании электрического тока за счет зарядной катушки возбуждения и сигнальной катушки управления. Полученный импульс передается на трансформатор, где преобразуется высоковольтный и передается на контакты свечи.

Демонстрация работы системы зажигания бензопилы

Более наглядная демонстрация принципа, представлена на следующих фото и схеме. Узнать об устройстве катушки зажигания бензопилы максимально подробно, можно на этом сайте.

Магнето бензопилы в разрезе Плата катушки зажигания бензиновой пилы
Схема зажигания бензопилы

Как проверить систему и выявить дефектный узел

Слабая сила или полное отсутствие искры в камере сгорания, могут быть связаны с загрязнением контактов свечи, их деформацией, повреждением бронепровода, изоляции подсвечника, поломкой пускового тумблера, неисправностью магнето или нарушением зазора между ним и маховиком. Потенциально проблемные места следует проверять в порядке возрастания сложности диагностики, поэтому лучше начать со свечи.

Свеча бензопилы располагается под крышкой воздушного фильтра (в 95% моделей)

Самая распространенная и достаточно простая неисправность зажигания, связана с загрязнением или повреждением контактов свечи. Располагается данный элемент под крышкой воздушного фильтра, над карбюратором. Отсоединяем подсвечник с высоковольтным проводом и выкручиваем с помощью ключа с шестигранной головкой (есть в комплекте с пилой). Проводим визуальный осмотр на предмет выявления механических повреждений или избыточного загрязнения. Контакты должны быть сухими, чистыми, а зазор между ними должен составлять порядка 0.7 мм. Если свеча мокрая, значит её заливает и проблема не в зажигании, а в карбюраторе.

Извлечение и установка зазора контактов свечи зажигания Пример грязно свечи бензопилы

Убедившись, что свеча чистая и имеет правильный зазор, можно провести быстрый тест. Для этого достаточно подключить её к подсвечнику (не вкручивая в гнездо), поднести контакты к металлическому корпусу двигателя и потянуть за стартер. Если искра есть, и она яркая, значит проблема решена. Тусклая указывает на неполадки с катушкой. Полное отсутствие означает, что проблема вовсе не здесь. Для верности можно попробовать установить абсолютно новую или заведомо проверенную свечу, в работоспособности которой есть 100% уверенность. Если и с ней картина не изменится, значит пора переходить к следующей детали.

Простая проверка искры на свече бензопилы

Отсутствие или очень слабая искра на контактах свечи зачастую связана со смещенным зазором между маховиком и магнето. В среднем, этот показатель варьируется в пределах 0.4 – 0.2 мм. В большинстве случаев, оптимальное значение зазора, указывается производителем в технической документации для конкретной модели пилы. Определив идеальный или средний показатель зазора, можно приступать к регулировке.

Зазор между маховиком и магнето бензопилы

Важно заранее убедится, что расстояние между элементами на данный момент не соответствует требуемым значениям. Чтобы не выполнять лишнюю работу.

  • Снимаем боковую крышку, чтобы получить доступ к детали и ослабляем фиксирующие винты (обычно их 2).
  • Обычно зазор выставляют с помощью специальных пластинок, но можно обойтись и простыми тетрадными листами, толщина которых составляет порядка 0.05 мм.
  • Поворачиваем маховик и располагаем магниты (они слегка выпирают) напротив контактов модуля, и устанавливаем между ними несколько листов.
  • Прижимаем магнето и затягиваем фиксирующие винты.
  • Проверяем искру на вынутой свече, по изложенной выше технологии.
Для прокладки при регулировке, можно использовать любую подручную пластину, подходящей толщины

Если зазор выставлен верно, но проблем все ещё присутствует, значит остается 3 варианта. Часто встречается проблема с неисправностью магнето, но прежде, чем разбираться, как проверить катушку зажигания на бензопиле, рассмотрим 3 более простые потенциальные неполадки.

Повреждение изоляции высоковольтного провода приводит к пробитию искры на корпус инструмента, не доводя её до свечи. Выявляется проблема путем банального осмотра, и при необходимости место изолируется. В качестве изоляции, на поврежденный участок можно закрепить отрезок шланга, обмотав его изолентой для фиксации.

Пример повреждения изоляции бронепровода бензопилы

По мере проверки провода, осматривается и подсвечник (колпачок). Он должен быть целым, без трещин, а расположенная внутри пружина не должна иметь коричневого налета. При деформации или загрязнении, контакт можно отчистить и выправить плоскогубцами. В идеале, рекомендуется заменить на новый комплект.

Деформированный колпак свечи зажигания

Дефект пусковой кнопки, выражается постоянным замыканием контактов массы и прерывателя. Подобная неполадка связана с окислением или механическим повреждением элементов пускового тумблера. Наличие данной поломки, проверяется простым обрывом цепи, путем отключения провода от замыкающего контакта на модуле.

Контакты подключения пускового тумблера к катушке бензопилы

Как проверить катушку зажигания бензопилы мультиметром

Применение электронных измерительных приборов позволяет получить максимально точную информацию о работоспособности оборудования, однако далеко не всегда необходимо прибегать к данному методу. В случае с мультиметром, можно произвести проверку сопротивления межу магнитопроводом и массой, а также колпаком подсвечника. Результатом теста будет точное значение Ом, но выявить отклонение или соответствие норме в большинстве случаев не удастся, по причине банального отсутствия исходной информации. В 95% случаев, производители современных бензопил не указывают оптимальные показатели сопротивления для катушек, в связи с невозможностью их ремонта.

Проверка катушки бензопилы мультиметром

Использование мультиметра для получения значения Ом, без наличия исходных данных, превращается в обычную прозвонку, нацеленную на выявление разрыва цепи. Полное отсутствие данных на дисплее тестера укажет на явную поломку и необходимость замены модуля. Для уточнения: между магнитопроводом и массой, замер производится на положении 200 кОм, а при переносе щупа с массы на подсвечник, на мультиметре выставляется режим измерения до 20 МОм (в противном случае показания отсутствуют).

Режимы и контакты для теста мультиметром

В среднем, сопротивление на исправном инструменте имеет следующие значения: магнитопровод – масса (180 кОм), магнитопровод – подсвечник (14 МОм). Если показатели разнятся более чем на 30% или отсутствуют вовсе, модуль зажигания бензопилы под замену. При относительно нормальных значениях, неполадку следует искать в другом узле.

Как проверить зажигание на бензопиле, найти и устранить неисправность

Более специфическое приспособление, пользующееся популярностью в сервисных центрах, называется ZAT 4. Этот небольшой отрезок провода с сигнальным индикатором, позволяющий выполнить проверку искры в условиях вакуума (имитация камеры сгорания). С помощью данного прибора, легко определить рабочие показатели катушки, даже если свеча неисправна. Процесс диагностики следующий:

  1. В подсвечник устанавливается конец провода с соответствующим контактом.
  2. Противоположный конец тестера одевается на свечу, которая вкручена в двигатель.
  3. Выполняется вращение стартера, как при обычном заведении инструмента.
Тестер ZAT 4 с индикаторным светодиодом Пример подключения тестера ZAT 4

По поведению индикатора определяется состояние системы зажигания. Если лампочка мигает ярко, но пила не заводится, значит свеча требует обслуживания или замены. Если искра отсутствует, значит проблема в катушке, бронепроводе или подсвечнике. Случается, что темп мигания сбивается, что говорит возможной неисправности транзистора (характерно для горячего двигателя).

Пример работы тестера

В целом, ZAT 4 упрощает и сокращает процесс диагностики, но платить за него порядка 2-х т.р. за единичное использование в быту – дело крайне индивидуальное. В целом, выполнить проверку и выявить неисправность, достаточно легко и без использования сторонних приборов, следуя изложенным выше методикам.

Ремонт зажигания бензопилы

Рассмотрев основные виды неисправностей и объяснив, как проверить магнето бензопилы разными способами, можно переходить к главному – ремонту отдельных узлов системы зажигания. Следующие инструкции представлены в порядке возрастания сложности восстановления, но, если вы уже знаете причину, можете сразу переходить к разбору устранения конкретно своей неполадки.

Как проверить зажигание на бензопиле, найти и устранить неисправность

Восстановление свечи зажигания

Даже минимальное отклонение от требований к топливной смеси или нарушение регулировки карбюратора, могут стать весомой причиной потери искры. В ходе эксплуатации инструмента, на контактах свечи постепенно образуется нагар, чрезмерное количество которого полностью скрывает металл, ставя крест на дальнейшей работе. Выявить подобное нарушение предельно просто – достаточно выкрутить свечу из гнезда.

Свеча зажигания выкручивается из гнезда специальным ключом Пример чистой и грязной свечи

Лучший способ чистки свечей зажигания основан на использовании химических средств. Для этих целей подойдет копеечный димексид (продается в аптеке) или Cillit BANG (в хоз. товарах). Просто поставьте свечу в обычный стакан и залейте, чтобы загрязненные контакты полностью находились в растворе. Через 30-60 минут маринования, отчистите контакты обычной зубной щеткой. Использование металлических щеток или наждачной бумаги, с большой вероятностью приведет к образованию царапин на контактах и керамическом изоляторе. На царапинах, при дальнейшем использовании, будет легче оседать нагар, что приведет к более быстрому загрязнению.

Чистка свечи зажигания от нагара

Грубый способ отчистки рекомендуется применять при чрезмерно сильном нагаре, когда одни химические средства не справляются.
За исключением избыточного слоя загрязнения, образованию искры может препятствовать увеличенный зазор между контактами. Сильная вибрация в совокупности с нагревом, деформируют дугу крепления бокового электрода, уменьшая или наоборот увеличивая расстояние до центрального. Оптимальный зазор свечей зажигания бензопилы составляет 0.5 – 0.7 мм. Отрегулировать положение можно пассатижами, а в качестве шаблона использовать обычную пластиковую карту.

Регулировка зазора свечи зажигания

Выставление зазора между катушкой и маховиком

Постоянные вибрации работающего двигателя, оказывают негативное воздействие на крепежные элементы, постепенно нарушая фиксацию связанных с ними компонентов. Одной из первых нарушается регулировка зажигания бензопилы, требующая максимально точного расположения по отношению к маховику. В среднем, расстояние между катушкой зажигания и маховиком должно быть от 0.2 до 0.4 мм. Точные значения для настройки обычно указываются в технической документации конкретной модели пилы, но, если таких данных нет, лучше сделать зазор в 0.3 мм.

Фирменный шаблон для регулировки зазора

Для регулировки понадобится отвертка с базовым набором сменных бит, импровизированная проставка (бумага или отрезок из обычной пластиковой бутылки) и синий фиксатор резьбы (в идеале).

Что потребуется для самостоятельной настройки зазора

Первым делом снимается левая, боковая часть корпуса пилы, скрывающая необходимые нам элементы.

Снятие боковой панели для получения доступа к системе

Находим и ослабляем винты, фиксирующие катушку зажигания. Для надежности, лучше будет их полностью выкрутить и нанести на резьбу фиксатор, чтобы предотвратить откручивание в дальнейшем.

Винты фиксации катушки

Устанавливаем проставку между маховиком и модулем. Использовать можно любые подручные средства: тетрадный лист (1 ≈ 0.05 мм), картон от пачки сигарет, отрезок пластиковой бутылки.

Для удобства, катушку можно полностью снять, и поставить обратно после установки шаблона (проставки)

Поворачиваем маховик магнитами к контактам катушки, между которыми уже располагается проставка. Последняя должна примагнититься.
Затягиваем фиксирующие винты с усилием чуть выше среднего (без фанатизма).

Затяжка винтов с небольшим усилием

Вынимаем проставку и проверяем вращение маховика. Ход должен быть свободным, без намека на контакт с катушкой.

Извлечение проставки и проверка вращения маховика

Процесс регулировки завершен и теперь вы знаете, как выставить зажигание на бензопиле, используя отвертку и подручные средства для проставки. Если катушка исправна, искра обязательно появится. В противном случае, потребуется прибегнуть к следующей инструкции.

Замена бронепровода катушки

Когда электрический импульс теряется, не успев дойти до свечи зажигания – неисправность кроется в передаточном узле. Восстановить поврежденную изоляцию высоковольтного провода вполне возможно, но далеко не все места (особенно в изгибах) реально нарастить без нарушения принципа укладки. Для ситуаций, когда восстановление неприемлемо, оптимальным выходом будет замена поврежденного бронепровода, на новый.

Пример прокладки бронепровода в бензопилах

В зависимости от модели катушки, соединение с проводом может быть разборным или монолитным. В первом случае, принцип замены крайне прост (выкручиваем из гнезда старый, закручиваем новый), но здесь требуется конкретный провод с резьбой. В случае с монолитным контактом, замена потребует некоторой смекалки и дополнительных инструментов, зато можно установить практически любой бронепровод с подходящим диаметром. Процесс замены с неразборным креплением, выполняется в следующей последовательности:

  1. Откручиваем катушку зажигания и извлекаем её вместе с проводом для дальнейшей работы. Чтобы легко извлечь кабель и не разбирать часть корпуса, снимаем колпак подсвечника и пружину.
  2. Аккуратно снимаем изолятор в месте контакта (он еще пригодится) и откусываем провод практически у самого магнето.
  3. Место среза шлифуем напильником или абразивным кругом, чтобы получилась ровная поверхность.
  4. Берем небольшой саморез ≈ 4 x 25 мм и вкручиваем его в магнето на место провода на половину.
  5. Откусываем шляпку самореза и затачиваем противоположный конец, чтобы его можно было вкрутить. Можно сделать вручную, напильником, болгаркой или на заточном станке.
  6. Накручиваем конец нового бронепровода на саморез до упора и одеваем снятую ранее изоляцию. Для надежности, можно лучше проклеить.
  7. Устанавливаем модуль зажигания на свое место, прокладываем и выводим провод к свече.
  8. Устанавливаем пружину путем прокола конца провода с 2-х сторон и продеваем её через колпак подсвечника.
Откусываем старый провод и зачищаем место контакта

Вкручиваем саморез, затачиваем противоположную часть и накручиваем провод

Усиливаем затяжку пассатижами и одеваем изоляцию на место контакта

Замена катушки зажигания бензопилы

Когда проверены все потенциальные проблемы и есть 100% уверенность в поломке модуля, остается прибегнуть к крайнему, но достаточно актуальному варианту – замене элемента. В первую очередь, необходимо приобрести полностью идентичную деталь, основываясь на модели бензопилы или серийном номере старой катушки (если первый вариант не подходит). Универсальных модулей не бывает и к выбору следует отнестись с максимальным вниманием к деталям. Отправляясь в магазин, обязательно возьмите с собой старую катушку, а при заказе через интернет сориентируйтесь по фото и уточните у оператора, подойдет ли она к вашей бензопиле.

Пример систем зажигания для конкретных моделей пил

Процесс снятия модуля показан в первом пункте представленной выше инструкции по замене бронепровода. Установка зажигания на бензопиле выполняется в следующей, нехитрой последовательности:

  1. Высоковольтный провод прокладывается в свои пазы или продевается в специальные отверстия. Возможно будет легче, если на время прокладки, снять колпак и держатель свечи, оставив голый конец кабеля.
  2. Следом за бронепроводом устанавливаем катушку и слегка закрепляем винтами (пока не затягиваем). Во избежание откручивания при работе, на резьбу лучше нанести синий фиксатор.
  3. Выставляем зазор между модулем и маховиком. Подробное описание процесса представлено выше, в соответствующей инструкции.
  4. Подключаем пусковую кнопку к магнето и высоковольтный провод к свече, после чего собираем корпус инструмента.
Прокладываем бронепровод в пазы корпуса бензопилы

Подключаем пусковую кнопку к контактам катушки

Финальные подключения и сборка элементов корпуса

На этом, наш объемный ликбез по восстановлению зажигания бензопилы завершен. Используя представленную выше информацию, вы обязательно найдете и устраните поломку, восстановив исправную подачу искры в камеру сгорания. Будем рады ответить на ваши вопросы в комментариях.

Статья из рубрики Рейтинг
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Бензоинструменты Ремонт и модернизация
Сохраните эту страницу в своей соц. сети и вернитесь к ней в любое время.
Другие статьи из данной рубрики
Почему может не заводится бензопила Stihl MS 180

Бензопила Stihl MS 180 – незаменимый помощник в доме. С ее помощью можно заготовить дрова на зиму, обрезать крупные ветки или спилить небольшое дерево, незаменима она и при строительстве. Однако, как и любой инструмент, она может сломаться – сегодня мы рассмотрим почему не заводится бензопила Штиль 180. Как правильно заводить бензопилу Stihl MS 180 Производители […]

Не заводится триммер бензиновый: причины

Почему не заводится триммер, когда он нужен? Наверное, каждый обладатель мотокосы хоть раз задавал себе такой вопрос. Причин такому поведению – немало, и сегодня мы расскажем про самые распространенные проблемы бензиновых триммеров и как их решить. Как правильно заводить мотокосу При покупке новой мотокосы, новички часто делают ошибки при запуске – раскручивают двигатель “на холодную”, […]

Шина бензопилы: как измерить, подобрать, установить и починить

Контроль движения цепи с фиксацией её натяжения и регулярной смазкой, обеспечивается одним простым и абсолютно незаменимым элементом. Пильная шина относится к разряду расходных деталей, поскольку принимает на себя пиковые нагрузки, деформирующие и серьёзно изнашивающие её по мере работы. Данная статья, кратко и наглядно покажет, по каким критериям подбирать новую деталь, как устанавливать на инструмент и […]

У этой публикации нет ни одного комментария.
Ваш отзыв будет первым.