Криво пилит бензопила: все неисправности и их устранение
Одна из распространенных и актуальных проблем, препятствующих проведению точных работ. Кривой распил значительно ограничивает сферу применения инструмента и снижает его общую эффективность. Данная статья наглядно показывает все возможные источники такой неполадки и даёт пошаговые инструкцию по самостоятельному ремонту. В дополнении, полезный опыт и советы по продлению срока исправной службы.
Причины кривого распила
Среди разнообразных неполадок мотопил, имеющих многочисленные поводы для возникновения, потеря точности может появиться по вине всего 2х элементов, что сужает область поиска. Источник проблемы кроется в цепи или шине, простого визуального осмотра которых достаточно, чтобы понять почему бензопила пилит криво. Причины всегда связаны с неравномерным износом металлических частей. Как стирание пильной гарнитуры влияет на точность работы и где конкретно искать проблему — показано далее, отдельно по каждому компоненту.
Неравномерное стачивание зубьев
Процедура пиления подразумевает равномерное “вгрызание” в материал, путем снятия его верхнего слоя специальными заостренными выступами полотна. Чтобы цепь не застревала, а срезанная стружка не забивала паз, зубья располагаются поочередно, по обе стороны, на расстоянии порядка 3 см, между правым и левым. При движении, каждый выступ выполняет свою маленькую задачу – срезает и уносит с собой частичку материала. Если снизится эффективность одного из звеньев, часть его работы распределится на соседние элементы и эта сторона полотна снизит скорость погружения, по сравнению с противоположной.
Вышеописанный принцип оказывает самое прямое влияние на точность распила. Поскольку зубья цепи – это первый рубеж контакта с материалом, изнашиваются они в первую очередь. Если подобная проблема с инструментом возникает впервые, и ранее вы не интересовались, почему бензопила пилит наискось, то в 99% случаев дело в цепи (шина изнашивается дольше).
Состояние зубьев оценивается обычным визуальным осмотром. Проверять удобнее на собранной пиле, перемещая полотно по пазу шины. Если режущая кромка повреждена, стёрта, деформирована и выделяется на фоне других, значит требуется полная замена или повсеместная подгонка. Инструкция по правильной заточке, в подробностях, расписана далее.
Изнашивание пильной шины
Ключевой компонент гарнитуры, обеспечивающий натяжение и направление цепи при работе. Срок службы шины на порядок выше, в связи с меньшей рабочей активностью и регулярной смазкой паза, по которому ходят хвостовики. При движении по направляющей, звенья упираются в грани боковых пластин, имеющих абсолютно идентичные размеры. От постоянного контакта с движущимся объектом, грани постепенно стираются и далеко не всегда равномерно.
Обычно, продолжительность службы оригинальной шины межу заменой или техническим обслуживанием, равна 3м-4м цепям (у китайских меньше). При оптимальном натяжении, правильной заточке, и бесперебойной смазке пильного полотна, изнашивание граней происходит равномерно. При нарушении условий эксплуатации (что происходит повсеместно), стирание перестаёт проходить симметрично и начинает преобладать на одной из сторон, что влечёт за собой наклон цепи при работе.
Чтобы наверняка определить, почему бензопила пилит в бок, по состоянию граней, потребуется ровная поверхность и угольник. Направляющая снимается с бензопилы и ставиться на площадку, которая, разумеется, должна быть по уровню. Главным атрибутом неполадки является отсутствующий баланс, когда шина не держит равновесие и постоянно заваливается на один бок. При менее выраженном износе, элемент будет стоять, и для его проверки, потребуется приложить угольник к боковой пластине.
Если отсутствуют подходящие условия и точные приборы, можно провести визуальный осмотр на выпирание металла из сплющенных граней. Мелкие неровности (без опыта) таким способом определить сложно, но и времени займёт минимум.
Как правильно затачивать цепь
Интенсивная эксплуатация пилы, влечет соответствующий темп изнашивания режущих зубьев, частота заточки которых должна происходить регулярно. При работе с мягкими породами дерева, промежуток между заточками составляет примерно 8 часов. Твердая или замерзшая древесина, изнашивает цепь быстрее и сокращает интервал обслуживания до 3х часов. Если после активной работы новой пильной гарнитуры, возникает вопрос, почему цепь на бензопиле, когда пилишь, уводит влево или вправо – следует провести осмотр зубьев. Чем раньше будет выполнена заточка, тем меньше снимется металла, что легче и экономичнее.
Существует несколько видов специализированных приспособлений для выполнения заточки режущих зубьев. Для понимания методики, рекомендуется начать с азов и освоить классический, ручной способ. Представленная далее инструкция, передаёт порядок действий и затрагивает важные особенности процесса. Для работы потребуется державка с круглым напильником, диаметр которого определяется по шагу цепи (таблица ниже).
1. В первую очередь, бензопила фиксируется в неподвижном положении. Лучше зажать шину в тисках, но можно и ногами.
2. Для удобства, чтобы видеть откуда начинали, на первый затачиваемый зуб наносится отметка или завязывается веревочка.
3. Напильник вставляется в державку и защелкивается с обеих сторон. Положение цепи фиксируется ручным тормозом.
4. Ориентируясь по отметке на державке, располагаем напильник под углом в 30 градусов, по отношению к шине. Если затачивается цепь для продольного пиления, угол должен быть 10° (менее острый).
5. Устанавливаем напильник во внутреннюю часть зуба, чтобы его конец был направлен слегка вверх, а ручка — вниз. В качестве образца, можно ориентироваться по уже имеющемуся углу заточки.
6. Определив положение инструмента, прижимаем напильник к зубу и уверенным движением продвигаем вперёд на всю доступную длину. При возвращении в исходное положение, прижимать не надо, а лучше вовсе отстранить от цепи (заточка выполняется только по направлению вперёд).
7. Чтобы добиться остроты (при небольшом износе), достаточно повторить предыдущий пункт 3 раза. Если зубья сильно стёрты или сколоты от налёта на гвоздь, времени может потребоваться в разы больше (надо смотреть по состоянию).
8. Заточив резец, переходим к следующему, перешагнув через один по противоположной стороне. В ходе процесса, периодически отпускаем ручной тормоз и прокручиваем цепь, чтобы переместить нижние зубья в удобное положение, наверх.
9. Заточив зубья на одной стороне, меняем своё положение или переворачиваем инструмент и переходим к противоположным.
При частой заточке цепи, выступ режущей части будет уменьшаться, приближаясь к уровню ограничителя реза. В следствии, будет снижаться глубина погружения в материал и общая эффективность работы. Подобная проблема решается равномерным стачиванием всех ограничителей на каждом звене, обычным плоским напильником.
Восстановление изношенной шины бензопилы
Нарушение точности распила, возникает по причине неравномерного стирания боковых граней паза, контролирующего движение цепи. Чтобы наладить работу гарнитуры и вернуть ей прежнюю четкость, достаточно уровнять внешние торцы. Подобная операция требует максимальной точности и выполнить её “на коленке”, не получиться. В первую очередь, потребуется шлифовальный электроинструмент (УШМ, заточной станок или гриндер). Если последние 2 устройства нацелены на точные работы и принцип их эксплуатации предельно ясен, то касательно болгарки могут возникнуть вопросы.
Вторым пунктом, потребуется ровная и надежная площадка, на которой можно расположить обрабатываемые торцы шины, точно параллельно плоскости абразивного материала. На гриндере и заточном станке имеются специальные подставки, установленные под углом 90° (или регулируемые). При использовании болгарки, её придётся фиксировать в тисках через импровизированный зажим, а в качестве площадки можно использовать ровный деревянный брусок. Все нюансы обработки полотна с помощью УШМ, продемонстрированы в следующей инструкции.
1. Вместо ручки болгарки вкручивается болт М10, с двумя гайками, для предотвращения раскручивания. Через эту конструкцию, инструмент зажимается в тиски.
2. Площадку лучше располагать с задней стороны тисков, на выдвижной балке. Подойдет деревянный брусок или несколько ровных досок, фанер или ДСП, сложенных друг на друга. Главное добиться точного 90° угла между подставкой и шлифовальной поверхностью.
3. После организации рабочего пространства, дело остается за малым. Запускаем УШМ, кладём дефектную шину на подставку и плавно проводим её грани по вращающемуся лепестковому диску. Особое внимание следует уделять местам, где износ выражен больше всего.
4. По завершению шлифовки и устранению дефекта, переворачиваем шину и идентичным способом проходим торцы с противоположной стороны. Задача – добиться симметрии граней, а не сделать выемку в пластине. Поэтому не прекращаем движение и с равной скоростью проводим шину от звёздочки к хвостовику.
Без подготовки конструкции (подставки и крепления болгарки), процесс шлифовки занимает порядка минуты и требует минимальных усилий. По завершению обслуживания, углы граней лучше пройти напильником, убрав заусенцы и зализанные выступы металла.
Профилактика для продления срока службы
Планомерный износ пильной гарнитуры является неотъемлемой частью работы, однако срок исправной службы, при разном подходе к процессу, может существенно отличаться. При соблюдении небольшого перечня рекомендаций, можно значительно продлить время эффективного использования компонентов, сэкономив нервы и бюджет. Начнём с простых действий, которые должны выполняться регулярно, и плавно перейдём к более основательному тех. обслуживанию.
Натяжение цепи оказывает прямое воздействие на звёздочки (ведущую и ведомую) и не менее выраженное, на шину. Чрезмерное натяжение затрудняет вращение и увеличивает трение между компонентами, ускоряя износ. В расхлябанном виде, хвостовики могут проскакивать по звёздочке, слизывая её концы, что уменьшает продуктивность и повышает вероятность соскока с направляющей.
При оптимальном натяжении, цепь не провисает, а если взять её в центральной, верхней части шины и с небольшим усилием вынуть из паза, будут видны концы 3х хвостовиков. Звенья имеют свойство расширяться от нагрева, поэтому периодически подтягивайте и перед запуском двигателя, вручную проверяйте плавность хода, который должен быть лёгким.
Смазка цепи уменьшает трение звеньев о грани паза шины, что снижает нагревание и интенсивность износа. Подача масла при работе, крайне необходима и осуществляться она должна без перебоев. Регулярно проверяйте наполненность резервуара. При использовании отработки, тщательно фильтруйте её через ткань, чтобы исключить возможность попадания грязи между трущимися деталями.
Равномерность заточки режущих зубьев, распределяет рабочую нагрузку, как на цепь, так и на шину. В таком случае, износ происходит симметрично и скорость стирания значительно снижается. Освойте простую технологию и периодически подтачивайте цепь круглым напильником. Если не запускать состояние, то процедура занимает около 2х минут (если рука набита).
Состояние ведущей звёздочки определяет четкость движения пильного полотна по направляющей. При стирании, в зубцах звёздочки образуются ложбинки, куда начинают периодически попадать хвостовики. При такой работе, постоянно меняется натяжение цепи, и нередко происходит слетание. Как определить деформацию и заменить звёздочку бензопилы, подробно описано в отдельной теме.
Соблюдайте эти простые рекомендации, не пилите гвозди / землю, и ваш инструмент на долго сохранит заводскую точность. Пишите свои вопросы, критику, пояснения, в комментариях под данной публикацией.
Бензопила Stihl MS 180 — незаменимый помощник в доме. С ее помощью можно заготовить дрова на зиму, обрезать крупные ветки или спилить небольшое дерево, незаменима она и при строительстве. Однако, как и любой инструмент, она может сломаться — сегодня мы рассмотрим почему не заводится бензопила Штиль 180. Как правильно заводить бензопилу Stihl MS 180 Производители […]
Почему не заводится триммер, когда он нужен? Наверное, каждый обладатель мотокосы хоть раз задавал себе такой вопрос. Причин такому поведению — немало, и сегодня мы расскажем про самые распространенные проблемы бензиновых триммеров и как их решить. Как правильно заводить мотокосу При покупке новой мотокосы, новички часто делают ошибки при запуске — раскручивают двигатель “на холодную”, […]
Предельно точная и не самая простая конструкция мотопил, включает в себя около сотни компонентов, взаимодействие которых обеспечивает эффективную работоспособность инструмента. Износ, повреждение или нарушение положения элементов, наносят механизму ущерб, снижая его возможности или полностью выводя из строя. Среди самых распространенных неисправностей можно выделить полный отказ двигателя стартовать. В данном материале представлены основные причины, по которым […]
Очень подробно и наглядно. Реставрировал свою старенькую шину по инструкции с болгаркой — больше не ведёт. Огромное спасибо!