Пневматический домкрат: виды, правила эксплуатации и особенности конструкции


Сталкиваясь с необходимостью подъема многотонных объектов, человек вынужден прибегать к использованию вспомогательных приспособлений, обладающих соответствующей мощью. К устройствам подобной направленности, относится пневматический домкрат, работающий за счет подаваемого в него воздуха. В данной теме, мы разберем этот инструмент вдоль и поперек, затронув все существующие модели, их конструкцию, принцип действия, плюсы и минусы. В дополнение, расскажем о нюансах использования и ремонте распространенных поломок.

Разновидности пневматических домкратов

Развитие технологий и появление новых материалов, оказывает колоссальное влияние на прогресс, способствуя появлению новых устройств. Как и большинство инструментов, воздушный домкрат имеет несколько видов конструкций с уникальными особенностями. Не затрагивая различия по габаритам, формам и оснащению, можно выделить две основные подгруппы подъемников, работающих по этому принципу. Условно, пневмо домкрат может быть профессиональным и любительским. Для общего понимания, рассмотрим каждую группу по порядку.

Типы пневматических домкратов

На пневмоподушке

Относительно эффективный и надежный грузоподъемный инструмент для обслуживания и ремонта автомобилей. Работает от компрессора, обеспечивающего высокую скорость работы, что делает популярным подобный пневмодомкрат для шиномонтажа в больших масштабах. Помимо профессионального применения на спец. станциях, устройство воздушного действия периодически используется частными автовладельцами. Для личных нужд, пневматический домкрат приобретается редко, поскольку требует наличия компрессора и имеет завышенную стоимость. Однако, если есть необходимое оборудование, а повышенное удобство работы перекрывает стоимость, разжиться таким подъемником для своего гаража вполне полезно.

Необходимое оборудование для работы пневматического подкатного домкрата

Возможности пневматического домкрата позволяют ему поднимать грузы, массой до 4-х тонн, чего вполне хватает, для легковых авто, внедорожников и микроавтобусов (есть грузовые модели на 20 тонн). Высота подхвата и подъема зависит от количества пневмоподушек, которых может быть 2 или 3. Исходя из числа подушек, высота подхвата варьируется в пределах 130-150 мм, а высота подъема может достигать 500 мм, и даже немного превышать это значение.

Профессиональным воздушным домкратом можно поднимать седаны, внедорожники и микроавтобусы
Воздушные подъемники с колесами и без

Конструкция подъемника пневматического типа, состоит из опорной площадки с телескопической направляющей, нескольких резиновых оболочек с фланцами, рукоятки, крана и штуцера для подключения воздушного шланга. Обычно устройства оснащаются парой роликов для удобного подката под технику, но бывают модели и без них. Пневмоподушка для домкрата (резино-кордная оболочка), выполняет роль главного силового элемента системы, поднимающего вес за счет увеличения объема при накачивании.

Схема профессионального пневматического домкрата с перечислением основных компонентов

Воздух, в большинстве моделей, подается по рукоятке, но в некоторых устройствах штуцер расположен на основании. Стандартно, рукоятка оснащена двумя кранами: один для накачки воздуха, а другой для спуска. В профессиональных пнемодомкратах, функцию клапана выполняет двухсторонний рычаг, наполняя систему воздухом при нажатии на одну его часть, и освобождая от нажатия на противоположную.

Расположение штуцера на рукоятке и основании
Типы кранов воздушных домкратов

Надувные

Достаточно простой тип воздушных подъемников, представляющих собой герметичный мешок из плотного материала. В отличии от предыдущей группы, эти приспособления используются исключительно в личных целях, и чаще всего, как надувной домкрат для внедорожника. Подобные надувные подъемники можно накачивать небольшим автомобильным компрессором или обычным насосом (очень долго). Ещё существуют специальные переходники, позволяющие производить накачку от выхлопной системы, но они подходят только на круглые трубы и требуют удержания педали газа.

Любительский надувной домкрат может работать от компрессора или выхлопной трубы

Грузоподъемность классических моделей надувных домкратов достигает 5 тонн. Устройства отличаются низкой высотой подхвата, составляющей 50 мм в спущенном состоянии. В зависимости от размеров оболочки, высота подъема располагается в диапазоне 400-900 мм.


Помимо стандартных разновидностей, используемых для подъема относительно легкой техники, данная группа инструментов включает в себя грузовые варианты устройств низкого и среднего давления. Такие надувные домкраты могут поднимать до 12 тонн и применяются для работы с крупной техникой в тяжелых условиях. К этому списку относится и домкрат воздушная подушка, способный поднимать вес до 80 тонн. Данный представитель относится к подъемникам высокого давления и зачастую используется спасателями в экстренных ситуациях.

Грузовые надувные домкраты низкого и среднего давленияПневматический домкрат-подушка высокого давления

Главным элементом и самой сутью надувного домкрата, является герметичный мешок из плотного многослойного материала. В обычных моделях для автомобилей, на мешке размещены 2 клапана: для подключения компрессора или насоса, и для шланга от выхлопной системы. Последний позволяет аккуратно спускать воздух поворотом рычага или нажатием на центр запорного механизма, когда шланг вынут. Накопление и удержание воздуха в мешке, полностью идентично принципу накачивания колеса с ниппелем.

Достоинства и недостатки

Общая эффективность и определенные особенности эксплуатации воздушных домкратов, могут вызывать противоречивое мнение по актуальности использования именно этого типа устройств. Они не такие мощные как гидравлические и механические подъемники, стоят гораздо дороже и требуют дополнительного оборудования, работающего от электросети. Эти факторы могут расцениваться как недостатки, однако положительные стороны перевешивают мелкие минусы. Преобладание конкретных качеств у инструмента играют важную роль при выборе, когда сфера его использования и задачи четко определены.

Сферы применения воздушных подъемников разных типов

Для объективности сравнения, разделим пневматические домкраты на 2 подгруппы: профессиональные (из пневмоподушек) и любительские (из мешка). Несмотря на единый принцип действия, конструкция этих устройств несет кардинальные различия в их эффективности.


Профессиональные пневматические подъемники не уступают другим механизмам по высоте подхвата / подъема, и идентично справляются с работой на СТО или в шиномонтаже. Несмотря на схожий потенциал, воздушный механизм имеет свои хорошие и плохие особенности, перечисленные ниже.

Достоинства
  • Плавный и мягкий подъем упора. В совокупности с резиновой накладкой, нанести вред грузу практически невозможно.
  • Высокая скорость работы и повышенное удобство. При наличии компрессора с производительностью от 180 литров в минуту, максимальный вылет с нагрузкой получается менее чем за 10 секунд.
  • Неприхотливость в обслуживании. Достаточно проводить визуальный осмотр, и следить, чтобы не отворачивались винты на фланце. Чтобы устранить возможность образования коррозии внутри конструкции, следует установить на воздушный шланг влагоотделитель.
Недостатки
  • Большие габариты подушки. В спущенном состоянии, упору может не хватать расстояния для установки под поддомкратник.
  • Обязательное наличие компрессора, подключенного к электросети. В дополнение, если воздух загрязнен и его влажность повышена, требуется устанавливать систему фильтрации.
Профессиональные пневматические домкраты имеют широкую площадь упора и требуют наличия компрессора

Любительские воздушные домкратыпользуются сомнительной популярностью, несмотря на полную работоспособность и соответствие характеристикам. Это достаточно спорные устройства, эксплуатация которых имеет определенные нюансы.
Достоинства
  • Очень низкий подхват и большая высота подъема, достигающая 900 мм (у некоторых моделей). Подходит для низкой и высокой подвески.
  • Мягкий упор в груз, исключающий самые мелкие повреждения объекта. Эта особенность усиливается большим упором, увеличивающим площадь соприкосновения.
  • Неприхотливость к ровности основания и поднимаемого объекта. На крутом пригорке устанавливать конечно не стоит, но небольшие перепады высот можно игнорировать.
  • Повышенная устойчивость к холоду. Устройство изготовлено не из резины, а из прочного материала, который не подвержен растяжению. Обычно, морозостойкий воздушный домкрат может эксплуатироваться до -40°C, и даже при более низких температурах (указано в техпаспорте).
Недостатки
  • Низкая устойчивость при полном подъеме. Особенно актуально для высоких моделей на 800 мм и более. Может выскочить из-под груза, вызвав много неприятностей.
  • Требуется наличие автомобильного компрессора. Можно накачать и обычным насосом, но это требует очень много времени и сил.
  • Наполнение воздухом от выхлопной трубы требует поддержания высоких оборотов двигателя. Поскольку находится в машине и жать на педаль во время подъема не удобно и мало безопасно, приходится прижимать газ кирпичом. При этом, надуваемый таким образом мешок начинает вонять, а запах попадает в салон даже из багажника, в котором его перевозят.
Накачивание воздушного автомобильного подъемника от турбины, требует поддержания высоких оборотов

Правила и советы по эксплуатации

Успех любой операции зависит от правильных действий, а если речь идет о подъемном оборудовании, от этих действий зависит еще и общая безопасность. Дабы исключить повреждение груза, обезопасить себя и сохранить работоспособность домкрата на максимально долгий срок, достаточно соблюдать ряд простых правил. Поскольку процедура использования двух типов надувных подъемников во многом схожа, представляем общий мануал с пояснениями нюансов для каждой модели.

Как пользоваться пневматическими домкратами

Автомобиль необходимо зафиксировать на месте, поставив на ручник или установив под колеса упоры, с противоположной стороны от домкрата. Транспортное средство должно стоять на ровной поверхности.

Фиксация транспортного средства

Устанавливаем пневматический подъемник так, чтобы упор был направлен на поддомкратник или ребро. Надувной домкрат следует заранее расправить, и расположить максимально глубоко к середине машины, чтобы край подушки не вылезал за ребро более чем на 3 см.

Места для упора домкрата

Для защиты надувного мешка от повреждений и уменьшения вероятности разрыва, следует проложить специальную ткань в места контакта устройства с землей и днищем автомобиля. Зачастую, материал идет в комплекте с устройством. Для усиления защитных свойств, поверх материала можно положить мешковину, или другую плотную ткань.

Защитная ткань для подъема надувным домкратом

Подключаем воздушный шланг компрессора к штуцеру подъемника. Если планируете накачивать воздушный домкрат от выхлопной трубы, лучше заранее запастись лишним кирпичом или увесистым предметом схожей формы, который можно будет положить на педаль газа.

Подключение воздушного шланга к штуцеру / ниппелю

Плавно поднимаем упор, следя за его положением. Если видите, что пята не попадает на поддомкратник, останавливаете подачу воздуха, устанавливаете ровнее и продолжаете подъем. В случае с мешком, стоит следить чтобы тот не вылезал за пределы кузова авто более чем на 10%.

Правильный и неправильный способы установки надувного домкрата под груз

Когда машина поднята, прежде чем приступать к действию, следует установить страховочные подставки и плавно спустить домкрат, чтобы вес перешел на них. Далеко домкрат убирать не надо, поскольку он понадобится для плавного опускания груза. В качестве опор можно использовать специальные регулируемые треноги, древесину или металл. На кирпичи ставить не желательно, так как они могут треснуть.

Варианты страховочных подставок под авто

По завершению работ, слегка накачиваем домкрат, убираем упоры и плавно ставим объект на землю. На профессиональном устройстве, спустить воздух можно поворотом крана на рукоятке, а на мешке, нажатием или поворотом клапана, к которому должен подключатся шланг для выхлопной трубы.

Спуск воздуха из камеры домкрата

Ремонт пневматического домкрата

Снижение эффективности или полное отсутствие работоспособности грузоподъемных устройств воздушного типа, зачастую связано с нарушением герметизации в следствии повреждения ниппеля или прокола оболочки. Рассматривая профессиональный подкатной домкрат из пневмоподушки, помимо указанных выше причин, неисправность может быть вызвана ослаблением прижимных пластин по причине раскручивания винтов или образованию сильной коррозии.

Ослабление затяжки гаек и образование ржавчины, могут стать причиной спускания воздушного домкрата

Для выявления точной причины неисправности, достаточно определить место пропускания воздуха. В зависимости от вида поломки, может потребоваться снятие поврежденного элемента и зачистка от коррозии. В некоторых случаях, достаточно затянуть гайки. Если прокол на резиновой оболочке, её необходимо достать и вулканизировать с обеих сторон.

Пример вулканизации, применимый к пневмоподушке

Поломки простых надувных подъемников из мешков сводятся исключительно к повреждению ниппеля или герметичного материала. Первый случай происходит довольно редко и неисправность может быть устранена заменой всего элемента или его отдельных частей. В случае нарушения герметизации, ремонт пневматического домкрата выполняется с помощью ремкомплекта, включающего в себя отрезки идентичного материала и специального клея.

Набор для ремонта надувного домкрата обычно идет в комплекте с подъемником

Поверхность слегка зачищается мелкой наждачкой, обезжиривается, смазывается клеем, накрывается заплаткой и прижимается плоским тяжелым предметом, весом более 10 кг. В зависимости от модели домкрата, время полного схватывания может разнится, поэтому стоит прочитать инструкцию от производителя.

Основные этапы заклеивания камеры, идентичные процессу ремонта надувного домкрата
статья из рубрики Рейтинг
Пневмоинструменты
Сохраните эту страницу в своей соц. сети и вернитесь к ней в любое время.
Другие статьи про домкрат
Какой подкатной домкрат выбрать: рейтинг и требования к инструменту Подкатной домкрат должен быть мощным и одновременно компактным. Выбирая его как для СТО, шиномонтажей, так и для личного пользования, необходимо обращать внимание на несколько параметров. Основные критерии выбора и рейтинг оптимальных моделей, в подробностях, в статье.
Пневмогидравлический домкрат: принцип работы, виды и ремонт Наглядный пример объединения разных типов систем, для повышения эффективности выполнения рутинных процессов на производстве. Как работает гидравлический домкрат на пневматике, какие имеет разновидности и какого обслуживания требует.
Виды домкратов: назначение, особенности и принцип действия Последовательный, исчерпывающий разбор всех существующих типов и конструкций домкратов. По отдельности, в сжатой форме, о каждом представителе данной группы. От классических подъемников, до редких, специфических устройств.
У этой публикации ещё нет ни одного комментария.
Ваш отзыв может быть первым.
Добавить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив