Не заводится бензопила: причины и способы устранения неполадки


Предельно точная и не самая простая конструкция мотопил, включает в себя около сотни компонентов, взаимодействие которых обеспечивает эффективную работоспособность инструмента. Износ, повреждение или нарушение положения элементов, наносят механизму ущерб, снижая его возможности или полностью выводя из строя. Среди самых распространенных неисправностей можно выделить полный отказ двигателя стартовать. В данном материале представлены основные причины, по которым бензопила может не заводиться. Процесс устранения каждой неисправности имеет подробное описание с фото и видеоматериалами.

Причины, почему бензопила не заводится

Среди неисправностей, отвечающих за запуск механизма, можно выделить простые – когда восстановление не требует специфических знаний, и сложные – когда ремонта требует двигатель или карбюратор. Устранение простых неполадок, в 90% случаев, сводится к чистке или замене легкодоступных компонентов. Более сложные поломки могут требовать практически полного разбора ключевых компонентов системы, с последующей заменой поврежденных элементов.

Возможные причины отказа заводиться

Если инструмент эксплуатировался аккуратно и согласно требованиям производителя, высока вероятность легкой неисправности. Банальная нехватка топлива в баке, нарушение последовательности действий при запуске, отсутствие искры, засорение фильтров и сапуна и тому подобные проблемы, из-за которых обычно не заводится бензопила. Причины и нюансы решения кратко изложены в следующем списке (далее более подробно):

Отсутствие топлива может показаться самой очевидной причиной отказа запуска, однако случаи обращения по этому поводу в сервис периодически случаются. Вроде в баке плещется достаточно бензина, но фильтр на топливном шланге не позволяет карбюратору его втянуть практически со дна. В таком случае следует элементарно заправить инструмент хотя-бы на половину.


Правильная последовательность действий перед стартом, значительно облегчает процедуру запуска. Нарушение алгоритма может не только осложнить пуск, но и вовсе сделать его невозможным. Процесс должен быть следующим: 3-4 нажатия на праймер для подачи топлива в карбюратор, закрытие воздушной заслонки (рычаг на себя) и несколько уверенных вращений стартера пока бензопила не заведется на долю секунды, после чего заглохнет. Далее остается открыть воздушную заслонку, завести и можно пользоваться.

Процедура запуска бензопилы

Отсутствие искры может быть связано с неисправной свечой или системой зажигания. Свеча может быть загрязнена или деформирована, что решается путем отчистки, легкого ремонта или заменой. Проблема с системой зажигания может быть связана с некорректным зазором между маховиком и катушкой, зазор между которыми не должен превышать 0.35 мм. Если регулировка не помогает, систему следует заменить.

Типы нагара и деформации свечи двигателя бензопилыМаховик с магнето

Забитые фильтры (воздушный и топливный) ограничивают подачу жизненно важных для двигателя веществ, делая невозможным его запуск или снижая его эффективность. На новой пиле такой проблемы не будет, и проверять данные элементы следует после продолжительной эксплуатации. Топливный фильтр закреплен на шланге в баке, а воздушный на карбюраторе.

Загрязненные воздушные и топливные фильтры бензопилы

Сапун топливного бака предназначен для стабилизации давления, путем подачи необходимого объема воздуха, вместо уменьшающегося объема бензина. При засорении сапуна, бензобак станет герметичным и выкачивание бензина будет создавать в нем вакуум. При достижении порога давления, карбюратор не сможет всасывать топливо и подавать его в цилиндр. Если при откручивании пробки бака, в него резко всасывается воздух, значит сапун забит и требует чистки.

Расположение сапуна на баке бензопилы

Нагар на выпускном клапане или глушителе может препятствовать удалению выхлопных газов, возникающих при работе двигателя. В таком случае, бензопила может глохнуть сразу после старта, или не запускаться вовсе. Проблема возникает после длительной эксплуатации инструмента и решается отчисткой каналов.

Выхлопное отверстие и глушитель бензопилы

Более серьезные поломки связаны с карбюратором и двигателем. Ремонт данных элементов требует определенного опыта, и человеку с минимальными знаниями работы ДВС за него лучше не браться. Самостоятельно можно отрегулировать карбюратор, проверить компрессию и заменить мембрану (об этом подробно ниже), но полную замену ЦПГ лучше доверить специалисту.

ЦПГ бензопилы

Подробно по каждой неисправности

Рассмотрев основные проблемные места и определив область проведения восстановительных работ, можно приступать к более детальному разбору каждой причины в отдельности. Представленные далее инструкции, идут по мере повышения сложности наладки. Самые банальные, простые варианты потребуют минимум времени и штатного набора инструментов для обслуживания бензопилы. Для устранения более серьезных поломок может потребоваться набор торцевых ключей и компрессометр (для проверки двигателя).

Накидной ключ - главный инструмент для обслуживания и ремонта бензопилы. Компрессометр нужен для диагностики двигателя.

Топливо

Самая банальная и одновременно достаточно распространенная проблема с запуском может возникнуть по причине обычной невнимательности. При низком уровне горючего в баке бензопилы, топливный шланг с фильтром не могут в него полностью погрузиться и выполнить перекачку. Особенно часто эта ситуация случается, когда бензопила не заводится на горячую, после кратковременного перерыва. Хотя и после остывания, без нужного объема топлива, двигатель уже не запустить.

Заливное отверстие топливного бака

Чтобы исключить подобный вариант событий из списка возможных проблем с запуском двигателя, достаточно следить за уровнем топлива в баке, и регулярно наполнять его качественной смесью.


Оптимальные характеристики горючего могут отличаться в зависимости от модели конкретной мотопилы. Соотношение масла к бензину может составлять от 1 к 25 до 1 к 50. Допустимое октановое число бензина может иметь значение в 80, 92 или 95 (обычно 92). Многие производители рекомендуют использовать конкретные марки масел, чей состав идеально подходит для взаимодействия со сплавом, из которого изготовлен двигатель и карбюратор.

Пример паспорта бензопилы DDE с рекомендациями по приготовлению топливной смесиПример паспорта бензопилы Husqvarna с рекомендациями по приготовлению топливной смеси

Точное следование рекомендациям производителя актуально при эксплуатации профессиональных инструментов, которые регулярно сталкиваются с повышенными рабочими нагрузками. При работе с большинством бытовых бензопил, подойдет любое масло для двухтактных двигателей и бензин АИ-92, которые следует смешивать согласно инструкции из техпаспорта инструмента.

Зажигание

Пожалуй, самая популярная проблема с запуском бензопилы, заключается в отсутствии искры, воспламеняющей горючее. Подобная неисправность может быть связана с загрязнением или повреждением свечи, высоковольтного провода, контактов или генератора (маховика и магнето). Самым доступным и простым для диагностики элементом, является свеча, поэтому проверку следует начинать с неё.

Расположение свечи зажигания в бензопиле

В первую очередь необходимо получить доступ к потенциальному источнику поломки. На большинстве бензопил, свеча зажигания располагается сверху, у карбюратора, но встречаются модели, где этот элемент находится снизу.

Для доступа к свече, достаточно снять верхнюю крышку корпуса

С помощью специальной шестигранной головки (идет в комплекте с пилой), свеча выкручивается из гнезда, после чего проводится её визуальный осмотр. Контакты должны быть чистыми и сухими. Если на свече присутствует нагар, значит соотношение топлива к воздуху в блоке сжигания превышает норму и карбюратор требует регулировки. Наличие топливной смеси на контактах, говорит о чрезмерной подаче топлива, которую так-же можно отрегулировать специальным винтом на карбюраторе. Первое, что следует сделать в данной ситуации – проверить работоспособность свечи.

Выкручивание свечи из гнездаПример нагара на свече

Перед проверкой, следует отчистить нагар (если он есть) и полностью высушить элемент. Так же следует проверить зазор между контактами свечи, который не должен превышать 1 мм (в идеале 0.7 мм). Далее остается подключить свечу к высоковольтному проводу (подсвечнику), идущему от генератора и потянуть за стартер. Наличие искры будет свидетельствовать в исправности системы зажигания и необходимости дальнейшей регулировки карбюратора.

Чистка свечи и оптимальный зазор между контактами

Если бензопила не заводится, свеча сухая, но искры нет, поломку следует искать в самой системе зажигания. Обычно, отсутствие импульса при вращении вала, связано со смещением магнето по отношению к маховику. В среднем, оптимальное расстояние между вышеуказанными элементами, должно составлять 0.25 мм (4-5 тетрадных листов). Для получения доступа к магнето, необходимо открутить боковую крышку корпуса. Для регулировки достаточно ослабить фиксирующие болты магнето, проложить между ним и маховиком листы бумаги, прижать и затянуть.

Оптимальный зазор между маховиком и магнето

Если калибровка зазора не дает результата следует проверить (визуально / прозвоном), высоковольтный провод, идущий к подсвечнику. При наличии уверенного контакта, область неисправности сужается до одной детали – магнето. Его следует заменить или обратиться в сервис для ремонта.

Магнето с высоковольтным проводом и подсвечником

Выхлопная система

По мере работы двигателя, сжигаемое в цилиндре топливо образует отходящие газы, часть которых оседает внутри резонатора, искрогасителя и глушителя. Слой нагара постепенно увеличивается, заполняя внутреннее пространство и снижая пропускную способность канала для удаления отработавшего тела. Недостаточное удаление или полный застой выхлопных газов в цилиндре препятствуют поступлению свежего воздуха, в следствии чего двигатель снижает мощность или перестает работать.

Грязный глушитель бензопилыСхема глушителя бензопилы

Процесс засорения выхлопной системы не быстрый и зависит от качества используемой топливной смеси. На новой бензопиле, не отработавшей 10 литров, такой проблемы точно не возникнет. Если же инструмент эксплуатировался достаточно долго и при этом не обслуживался, проверить канал однозначно стоит. Процесс разбора системы для отчистки, наглядно показан и описан далее.
  1. В первую очередь откручиваются винты и гайки крепления глушителя.
  2. Удалив крепежи, остается слегка расшатать блок резонатора и снять со шпилек, закрепленных на двигателе.
  3. Если конструкция блока позволяет, его следует разобрать. Если глушитель неразборный, процесс очистки осложняется, по причине неудобного доступа к деталям.
  4. Для удаления нагара используются химические средства (СКАТ-Д, керосин, Нанотек ТК-1). Лучше замочить компоненты в смеси примерно на час.
  5. Поскольку плотность нагара схожа с пластиком, даже после вымачивания, удалить его тряпкой не получится. Второй этап отчистки заключается в механическом воздействии, для которого лучше использовать металлическую щетку или наждачную бумагу.
  6. Помимо блока глушителя, на наличие нагара следует проверить и выходное отверстие двигателя. При наличии засора, снять вышеописанным методом, но максимально аккуратно, чтобы грязь не попала в цилиндр.
  7. По завершению отчистки, производится сборка в обратной последовательности, указанной в первых 3х пунктах.
Извлечение глушителя из корпусаСпособ чистки глушителя

Забитый глушитель бензопилы

Топливная система

Поскольку работа двигателя требует бесперебойной подачи горючего, причина отказа пилы нередко связана с топливопроводом и баком. Неисправность в топливной системе особенно актуальна, когда бензопила не заводится, искра есть, а свеча сухая. Из самых простых проблем в этой области инструмента можно отметить следующие:
  1. Забит топливный фильтр, закрепленный на топливном шланге в бензобаке. Решается банальной чисткой, промывкой или заменой.
  2. Топливный шланг поврежден или отходит. Характерны подтеки на карбюраторе. Если повреждений нет, достаточно закрепить хомутом или проволокой. При деформации, меняется на идентичный.
  3. Сапун, подающий воздух в бак по мере уменьшения объема топлива, забит грязью. В баке создается вакуум и насос карбюратора не может выкачать горючее. С такой проблемой пила может завестись, но практически сразу заглохнет, а при откручивании пробки топливного отверстия, в бак будет резко всасываться воздух. Решение проблемы, как с топливным фильтром – чистка или замена. Располагается требуемый элемент в верхней части бака, обычно рядом с карбюратором.
Топливный фильтрМесто соединения топливного шланга с карбюраторомТипы сапуна на разных топливных баках

Из более серьезных неисправностей остается повреждение мембранного насоса карбюратора. Данный вариант следует рассматривать только после проверки предыдущих. Проводить самостоятельный ремонт в таком случае, рекомендуется опытным пользователям (процесс описан ниже). Если конструкция механизма не знакома, лучше обратиться в сервис.

Деформированная мембрана карбюратора

Проблема, противоположная полному отсутствию подачи топлива, может быть связана с его переизбытком. Карбюратор может подавать слишком большой объем смеси в камеру сгорания заливая свечу. Убедиться в неисправности можно выкрутив свечу и перевернув бензопилу вверх ногами (если свеча устанавливается сверху). Если из отверстия вытечет топливо, значит карбюратор требует регулировки. Можно попробовать устранить неисправность самостоятельно, подтягиванием регулировочных винтов H и L. Более детальный разбор проблемы представлен в следующем видео.

Карбюратор

Второй по важности элемент конструкции мотопилы, обеспечивающий подачу воздушно топливной смеси в камеру сгорания. Если бензопила не заводится на холодную и причина проблем в карбюраторе, обычно это связано с повреждением мембраны, перекачивающей горючее. Разумеется, неполадки такого точного и даже ювелирного устройства не ограничиваются одним насосом и могут исходить из форсунки, регулировочных винтов и банального забивания отверстий.

Мембрана карбюратора с наглядным местом расположения

Поскольку карбюратор имеет не самую простую конструкцию, снимать, и тем более разбирать устройство следует с предельным вниманием и аккуратностью. Конечно, лучше передать дефектное устройство специалисту, но некоторые работы реально выполнить и самостоятельно. Нюансы извлечения карбюратора из системы, визуального осмотра и замены мембраны, изложены далее.

Карбюратор находится под верхней крышкой бензопилы

В зависимости от модели бензопилы, места крепления элемента могут различаться, и помимо фиксирующих винтов, его необходимо отсоединить от других компонентов. Перед снятием карбюратора, от него необходимо отключить рычаг дроссельной заслонки и газовую тягу. Далее откручиваются винты / гайки, которые могут находиться с разных сторон корпуса. По извлечению всех крепежных элементов, остается отсоединить 2 топливных шланга и карбюратор можно вынимать.

Процесс извлечения карбюратора из бензопилы

Визуальный осмотр проводится с целью выявления загрязнений и проверки пропускной способности отверстий. Далее переходим к извлечению мембраны и оценке её состояния. Данная деталь располагается в нижней плоскости карбюратора, прижатая металлической пластиной, зафиксированной несколькими винтами. Если мембрана порвана, или повреждены её края, её следует заменить на аналогичную. Такие запчасти продаются в составе ремкомплектов, в магазинах строительных инструментов.

Замена мембраны на карбюраторе

Двигатель

Главный рабочий элемент мотопилы, приводящий в движение цепь и взаимодействующий практически со всеми компонентами механизма (прямо или косвенно). Классический двухтактный двигатель состоит из небольшого набора достаточно крепких деталей, чья поломка проявляется очень отчетливо. При вылете стопорного кольца, повреждении подшипника или обрыве юбки поршня, механизм заклинит или вращение вала станет в разы тяжелее. Обрыв поршневого кольца укажет на себя не менее отчетливо, снижением мощности до минимальной, посторонними звуками и подклинивающим вращением вала.

Двигатель бензопилы в разборе и разрезе

Для поломок деталей цилиндро-поршневой группы характерно частичное или полное заклинивание двигателя. Чтобы это определить, достаточно потянуть за ручку стартера. Если вращение затруднено или вовсе невозможно, значит проблема в ЦПГ. В данной ситуации уже не важно: бензопила не заводится на холодную - свеча мокрая, на горячую – сухая, так как поврежден главный элемент, без которого инструмент не будет работать даже при 100% исправности остальных компонентов системы.

Изношенный поршень двухтактного двигателя

При возникновении вышеописанных симптомов, ремонт сводится к установке новых деталей или замене всей ЦПГ. Имея достаточный опыт, восстановить двигатель можно и самостоятельно, купив подходящий ремкомплект прокладок или всю группу компонентов. Без специальных знаний и навыков, производить самостоятельную замену крайне не рекомендуется.

Ремкомплект для двигателя бензопилы

Итог

Выявление причины проблемы с запуском бензопилы следует производить последовательно, проверяя каждый фактор от простого к сложному. Начиная от количества топлива и заканчивая дефектовкой карбюратора с двигателем. Важно обращать внимание на поведение инструмента при старте, учитывая отдачу, посторонние звуки, подтеки и продолжительность работы (если двигатель запустился). Большинство проблем с запуском можно решить самостоятельно, однако ремонт карбюратора и ЦПГ лучше поручить специалисту.

статья из рубрики Рейтинг
Бензоинструменты
Сохраните эту страницу в своей соц. сети и вернитесь к ней в любое время.
Другие статьи про бензопилы
Устройство бензопилы по схеме и в разрезе: от нажатия пуска, до движения цепи Исчерпывающее описание и наглядная демонстрация принципа работы цепной пилы с бензиновым двухтактным двигателем. Без лишних слов, о каждом элементе механизма с фотографиями и схемами.
Как правильно обкатать бензопилу и зачем это делать: пошаговая инструкция с фото Правила и особенности первого запуска двигателя цепной пилы для её плавного введения в режим серьезной эксплуатации. Подготовка смеси, заправка, настройка и темп работы, по шагам, с фото и видео.
У этой публикации ещё нет ни одного комментария.
Ваш отзыв может быть первым.
Добавить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив