Топливная система бензопилы: разбор в деталях
Бесперебойная и равномерная работа двигателя внутреннего сгорания, основана на соответствующем уровне снабжения горючим. В этом фундаментальном процессе задействована топливная система, выполняющая функцию хранения, фильтрации и подачи смеси в камеру сгорания. Из каких элементов состоит система, какие функции они выполняют и как взаимодействуют – рассказано и показано в данной публикации.
Как устроена топливная система бензопил
Полнота понимания устройства объекта, формируется из знания образующих его компонентов. Самый объёмный и первостепенный элемент, контактирующий с горючей смесью – это бак, служащий местом хранения и подачи топлива в карбюратор и камеру сгорания. В современных моделях пил, бензобак встроен в заднюю часть корпуса, включающую в себя рукоятку и пару амортизационных втулок. На старых (Урале 2 или Дружбе), данная емкость располагается сверху, отдельно от рабочего механизма.
Передача смеси из бака в карбюратор, происходит по резиновому или силиконовому шлангу. Один конец топливопровода, свободно болтается внутри емкости, с закрепленным на конце фильтром, а другой фиксируется на штуцере карбюратора.
По мере выкачивания топлива из герметичного бака, в нем создается разряжение (вакуум), который требует заполнения определенным количеством воздуха, равным объему извлеченной смеси. За поддержку нормального атмосферного давления внутри емкости, отвечает клапан (сапун), позволяющий воздуху проникать внутрь, но ограничивающий выход обратно.
Для облегчения первого запуска, большинство современных моделей оснащается ручным насосом (праймером), с помощью которого можно заранее наполнить карбюратор топливом. Подобная подготовка позволяет произвести моментальный впрыск в камеру сгорания, при первом рывке стартера бензопилы. Топливная система бензопилы, оборудованная данным насосом, имеет 2 дополнительных шланга (на вход и выход), что несколько усложняет систему подключения, особенно для первого знакомства. Для наглядности и полноты понимания, далее, каждая деталь разобрана отдельно.
Компоненты топливной системы бензопилы
Проведя поверхностное знакомство с системой и её устройством, рассмотрим каждый её элемент со всем вниманием к нюансам. Насколько разнообразными бывают формы одних и тех же деталей в различных моделях бензопил, и как они могут быть установлены. Подробные особенности компонентов топливной системы, с наглядными фотографиями, далее.
Бак бензопилы
У большинства моделей, емкости для хранения топлива встроены в корпус и представляют собой монолитную конструкцию с рукояткой. Замена подобного бака при прожиге или механическом повреждении, требует полного переподключения рычагов газа и воздушной заслонки (помимо шлангов). Встречаются системы, с первого взгляда кажущиеся разделяемыми (к примеру, на Stihl MS 440), однако и там емкость намертво объединена с корпусом, и не продается отдельно от рукоятки.
Помимо корпуса бензопилы, топливный бак может располагаться в картере (например, Partner 351). В данном случае, процесс замены при повреждении, более длительный и трудоёмкий, поскольку требует отсоединения практически всех узлов инструмента, включая двигатель. К счастью, подобные конструкции не всегда монолитны и встречаются инструменты, где топливный и масляный баки могут извлекаться (Stihl MS 180), значительно облегчая ремонт.
Топливный фильтр
Достаточно важный и популярный расходник, обеспечивающий защиту карбюратора и двигателя от загрязнения и преждевременной поломки. По типу исполнения, существует 2 разновидности фильтров: в пластиковом корпусе и в металлическом. В качестве очищающего материала может использоваться нейлон (в пластиковых китайских элементах), войлок (во всех типах корпусов), кортекс (в пластиковом) и вспененный полимер (в металлическом).
Независимо от материала изготовления, каждый топливный фильтр для бензопилы имеет утяжелитель, направляющий его в самую низкую часть бака при наклоне пилы.
Наивысшую степень защиты от мелких частиц обеспечивает вспененный полимер и кортекс. Войлок не менее надежен, но достаточно быстро забивается. Нейлоновые сетки для таких целей категорически не годятся, поэтому, приобретя китайскую пилу с подобным оснащением, лучше сразу поменять его на один из указанных выше. Замена должна иметь идентичный диаметр штуцера, который может составлять 3.5, 4.5 и 5.5 мм.
Топливный шланг
Самое гибкое звено системы, выполняющее передачу горючего из бака в карбюратор и праймер (если такой имеется). В бюджетных вариациях исполнения, производится из силикона, и комплектуется уплотнителем в виде втулки, либо не имеет его вовсе и просто плотно входит в отверстие в баке. Более качественные шланги изготавливаются из плотной бензостойкой резины, а в роли уплотнительного контакта, имеют специальные выступы, прижимаемые к баку с обеих сторон.
Разумеется, по продолжительности службы, специальный резиновый топливный шланг для бензопилы выдерживает более длительный срок эксплуатации, прежде чем начать сохнуть и трескаться.
В классической системе мотопилы всего один топливопровод, соединенный с входным штуцером карбюратора. При наличии ручного насоса (праймера), количество шлангов увеличивается до 3х, где первый выполняет основную роль, второй соединяет карбюратор и праймер, а третий удаляет излишки топлива из праймера обратно в бак.
Обратный клапан (сапун) бензопилы
Устройства небольшого размера, но внушительной значимости для всей топливной системы. Располагается в верхней части бака и обеспечивает нормализацию давления, при уменьшении объема горючего. Из наиболее распространенных, можно выделить 2 типа сапунов: простой (конусообразный) и разборный (поплавковый). Оба варианта широко используются, как в любительском, так и в профессиональном инструменте.
Помимо стандартных клапанов, некоторые модели пил оборудуются совершенно уникальными элементами. Например, для замены сапуна на Makita EA3203S и Stihl MS 660 потребуется подобрать полностью идентичную деталь.
При засорении пропускного канала клапана, в бак перестанет поступать воздух, необходимый для нормализации давления на фоне выкачиваемого горючего. Поскольку ёмкость герметичная, в ней начнёт образовываться вакуум. С каждой новой “съеденной” порцией топлива, карбюратору будет все сложнее производить перекачку. В таком темпе, работа продолжается несколько десятков секунд, пока мембранный насос не встанет. Если инструмент заглох по причине забитого сапуна, то при откручивании пробки бензобака, в него резко всасывается воздух, нормализуя давление.
Карбюратор
Главный распределительный механизм и промежуточное звено между бензобаком и камерой сгорания. Включает в себя насос мембранного типа, работающий за счет воздуха, подаваемого из картера двигателя по импульсному каналу. Ко второму штуцеру подключается топливный шланг, передающий смесь из бака. Если бензопила оборудована праймером, в неё устанавливается модифицированная модель карбюратора, с дополнительным (третьим) штуцером.
Разнообразие форм и конструкций устройства, сопоставимо количеству моделей инструментов, представленных в продаже на сегодняшний день. Множество мотопильных карбюраторов имеют уникальные особенности строения, но есть и популярные стандарты, имеющие значительную сферу применения. Универсальные карбюраторы могут быть как фабричного производства (Walbro, Zama), так и подпольного (без названия на верхней крышке).
Поломки данных механизмов, в большинстве случаев основываются на износе или деформации мембраны, иглы или коромысла. Пониженная подача топлива может быть связана с забитым фильтром, а неправильные обороты со сбитой настройкой регулировочных винтов. Несмотря на многогранную конструкцию, восстановить работоспособность карбюратора под силу каждому, при наличии желания и правильной инструкции, которой посвящена отдельная тема на этом сайте.
Праймер бензопилы
Простой ручной насос, принудительно закачивающий топливо в карбюратор. Применяется перед запуском, для облегчения старта двигателя. Устройство состоит из прозрачного силиконового купола, и пластикового основания с двумя штуцерами (коротки для втягивания, длинный для удаления смеси). Короткий патрубок подключается к карбюратору, а к длинному подключается шланг, идущий в бензобак.
Принцип работы праймера основан на всасывании топлива через карбюратор бензопилы. При нажатии на купол, смесь (или объем воздуха) поступает в бак, а при отпускании – втягивается. Ёмкость карбюратора, как промежуточное звено между двумя подключенными к ней шлангами, заполняется, а избыток проходит далее в праймер и возвращается обратно в бензобак. Обычно, для заполнения хватает 2х-3х нажатий, но даже если сделать 100, ничего страшного не произойдет, поскольку смесь будет попросту циркулировать в системе (разве что износится купол).
Как проверить топливный фильтр на бензопиле
Снижение пропускной способности главного канала подачи горючего, вызывает крайне нежелательные последствия, выраженные в снижении мощности или полной остановке инструмента при повышении оборотов. Именно эти проблемы могут стать отчетливым сигналом о загрязнении топливного фильтра. Чем ярче выражены подобные неполадки, тем сильнее забит канал.
Далеко не всегда получается установить необходимость замены при визуальном осмотре. С виду фильтр может быть чистым, но его внутренняя часть утрамбованной мелкими частичками и взвесями. Определить причину неисправности наверняка, можно опытным путем, сняв фильтр и запустив инструмент без него. Если работа нормализуется, значит требуется установка нового элемента.
На предприятиях, где бензопила эксплуатируется регулярно, 5 дней в неделю, фильтр меняют примерно раз в 3 месяца. Если за 1 день инструмент сжигает ≈ 5 литров топлива, то за 60 дней получается 300. Для бытовых пил, данный показатель можно делить на 2, поскольку они оснащаются менее надежными фильтрами. По итогу, в домашнем / любительском использовании замену следует производить каждые 150 литров или 1 раз в год.
Бензопила Stihl MS 180 — незаменимый помощник в доме. С ее помощью можно заготовить дрова на зиму, обрезать крупные ветки или спилить небольшое дерево, незаменима она и при строительстве. Однако, как и любой инструмент, она может сломаться — сегодня мы рассмотрим почему не заводится бензопила Штиль 180. Как правильно заводить бензопилу Stihl MS 180 Производители […]
Почему не заводится триммер, когда он нужен? Наверное, каждый обладатель мотокосы хоть раз задавал себе такой вопрос. Причин такому поведению — немало, и сегодня мы расскажем про самые распространенные проблемы бензиновых триммеров и как их решить. Как правильно заводить мотокосу При покупке новой мотокосы, новички часто делают ошибки при запуске — раскручивают двигатель “на холодную”, […]
Один из самых нагруженных узлов механизма, подверженный наиболее быстрому износу. Ведущая звёздочка (шестерня), располагаемая на сцеплении мотопилы, передает вращение на цепь, упираясь в её звенья на огромной скорости. В совокупности с серьезным сопротивлением материала, в который “вгрызается” полотно, шестерня принимает на себя максимальное давление, которое постепенное стачивает металл зубьев. По мере износа, звездочка начинает люфтить, […]
Спасибо большое…просто и доходчиво