Реечный домкрат (хай джек): как выбрать, пользоваться и обслуживать
Какими достоинствами должен обладать самый актуальный спасательный инструмент любителей бездорожья. В данной теме, мы расскажем о всех существующих нюансах выбора хорошего хай джека для конкретных задач и условий использования. Для максимального раскрытия темы, изложен краткий принцип действия подъемника, разобраны технические характеристики, продемонстрирован процесс использования и перечислены важнейшие правила безопасности.
Конструкция и принцип действия хай джека
Полнота понимания работы инструмента оказывает прямое влияние на эффективность и продолжительность его использования. Чтобы получить более позитивные впечатления от работы хай джеком, следует иметь четкое представление его принципа действия, который наглядно разобран ниже.
Среди наиболее важных элементов конструкции рычажного реечного подъемника можно выделить дырчатую рейку, 2 стальных пальца и возвратную пластину. Механизм подъема / спуска, перемещающийся вдоль направляющей, состоит из 2-х площадок, объединенных подвижным креплением рычага. Верхняя, несущая площадка оснащена зацепным упором “клювом” который поднимает груз, а нижняя обеспечивает поддержку механизма при работе.
К не менее важным, но относительно второстепенным элементам конструкции относиться основание, в которое упирается весь механический реечный домкрат с грузом, и верхняя скоба, расположенная на противоположном краю рейки. Если роль основания очевидна, то назначение второй детали может вызвать вопросы. В основном, верхняя скоба хай джека используется для крепления троса, позволяя применять инструмент как лебедку. При изменении положения скобы, перпендикулярно рейке, подъемник получает возможность сжатия объектов (как у струбцины).
Суть работы механизма основана на принципе рычага, который перемещает механизм по рейке. Фиксация подъемной системы, происходит при помощи стальных пальцев, помещающихся в отверстия направляющих подобно замочной защелке. При опускании рукоятки, рычаг упирается в нижнюю часть механизма, отталкивая от неё верхнюю на одно отверстие вверх. При подъеме ручки, нижняя часть подтягивается к верхней и процесс повторяется. За опускания груза отвечает возвратная пластина, поочередно вынимающая пальцы из отверстий при движении рукоятки.
Технические характеристики реечных домкратов
Высокая эффективность в неблагоприятных условиях и уникальная неприхотливость хай джека, сделали его самым популярным приспособлением в своей сфере. Завидная репутация устройства, породила множество моделей с разными возможностями и показателями надежности. Давайте рассмотрим, в каких значениях выражается потенциал реечного домкрата для бездорожья, и как эти данные помогают в выборе оптимального инструмента.
Грузоподъемность. Один из важнейших параметров определяющий силовые показатели устройства. В зависимости от модели, может иметь значения в пределах 2 — 3.5 тонн. Для расчета оптимальной грузоподъемности достаточно узнать вес автомобиля и разделить его на 1.5. Поскольку одним хай джеком можно поднять только половину машины, а передняя часть весит больше задней, для подъема на твердой поверхности бывает достаточно даже 2-х тонн. При использовании домкрата на вязкой почве, давление на конструкцию увеличивается, поэтому для таких задач лучше брать устройство с запасом.
Высота подхвата. Стандартный показатель наименьшего расстояния от земли, с которого можно зацепить и поднять объект. Разброс значений у серийных моделей минимален, и составляет 115 – 155 мм. Низкоподхватный реечный домкрат слегка облегчает извлекание автомобиля из глубокой колеи, но в целом, 4 см не играют большой роли в бездорожье.
Высота подъема. Предельно важная характеристика, обозначающая максимальное расстояние от земли, на которое может быть поднят механизм хай джека. Различие показателей достаточно велико и начинается с 400 мм, а заканчивается на 1500. Ориентироваться на данный параметр следует исходя из высоты подвески и проседания автомобиля, плюс 200-300 мм. К примеру, требуется поднять автомобиль с дорожным просветом в 400 мм за боковой упор. Чтобы колесо оторвалось от земли необходимо выдвинуть клюв на высоту 600 мм, значит лучше рассматривать устройства с высотой от 800 мм. Для использования домкрата на вязких поверхностях, рационально взять более 1 метра. В дополнение: чем больше высота подъема, тем проще работать хай джеком как лебедкой.
Вес. Второстепенный показатель, позволяющий сделать определенные предположения о толщине металла, и общем качестве конструкции. Хороший хай джек сделан из стали и чугуна, методом литья и штамповки некоторых деталей. Такой инструмент не может быть очень легким, поскольку на его конструкцию оказывается серьезная нагрузка. Оптимальный вес рычажного реечного домкрата с длиной рейки от 1100 мм, составляет 13.5 кг. Если прибор подобных габаритов легче на 2 кг и больше, значит объем его деталей меньше, как и их надежность.
Какой реечный домкрат выбрать
Приличное количество производителей и внушительное разнообразие моделей подъемных устройств, могут серьезно осложнить определение оптимального соотношения цены и качества инструмента. Все современные реечные автомобильные домкраты имеют единую конструкцию и принцип действия, однако их стоимость серьезно разниться, начинаясь от 2500 и достигая 30 тысяч рублей (бывают и более дорогие). Какие нюансы брать в расчет, чтобы сделать удачный и выгодный выбор, разбираем далее.
Сперва следует определиться с требованиями к качеству прибора. Условно разделим показатель надежности на низкий, средний и высокий.
К самым слабым относятся откровенно бюджетные модели (до 5 т.р.) из тонкого, штампованного металла. Подобные устройства быстро начинают заедать, могут сорвать груз или согнутся в раме, поэтому их рекомендуется использовать только для шиномонтажа на ровной поверхности. Работа с домкратом низкого качества, требует повышенной аккуратности и полного соблюдения всех правил эксплуатации.
Хай джеки среднего класса надежности изготавливаются комбинированным методом литья и штамповки (средняя стоимость 5-7 т.р.). В отличии от предыдущих, компоненты этих подъемников более массивны и меньше подвержены деформациям. Реечные домкраты среднего качества не обладают большим запасом прочности, но и заниженными показателями не отличаются. Такие устройства можно использовать на более-менее ровных дорогах при поездке на рыбалку или в лес.
Самая высокая планка качества задана оригинальными реечными домкратами серии Hi-Lift или First Responder (от того-же производителя). Как и у среднего класса, производство этих устройств происходит путем штамповки и литья компонентов из стали и чугуна. Механизм хай лифта отлично выверен, точен и имеет хороший запас прочности. Устройство предназначено для профессионального оффроада и может успешно эксплуатироваться в различных положениях и самых неблагоприятных условиях. Стоимость таких подъемников начинается от 7500 рублей и достигает нескольких десятков. Подходит для тяжелых ситуаций, но если вы не планируете увязать в грязи по подвеску, можно выбрать более бюджетный аналог.
Разделив устройства по надежности и условиям эксплуатации, перейдем к общим правилам, поясняющим, как выбрать реечный домкрат по конкретным особенностям конструкции:
- Материал изготовления оказывает прямое влияние на прочность. Рейка и опора должны быть из стали (желательно высокоуглеродистой), что не менее справедливо для верхней скобы, рукоятки и некоторых частей механизма.
- Полностью литой подъемник прослужит дольше чем тот, который изготовлен комбинированным методом литья и штамповки.
- Опора должна иметь ребра жесткости. Толщина выступающих граней и нижней пластины основания, должна быть более 3-х мм.
- Высота домкрата должна соответствовать возможностям транспортировки вашего автомобиля. Если планируете перевозить инструмент в багажнике, замерьте пространство в котором он будет находится и ориентируйтесь на него при выборе. Слишком длинные хай джеки приходится закреплять на крыше или бамперах.
- Выбирайте инструмент исходя из своих задач. Для профессиональной езды по грязи, лучше приобрести хай лифт, а с полубытовыми ситуациями справятся и более бюджетные устройства. Из отечественных производителей можно рассматривать продукцию компании ЗУБР, AE&T, КРАТОН, а из немецких – WiederKraft.
Как пользоваться хай джеком (правила и особенности эксплуатации)
Общая эффективность и продолжительность использования устройства во многом зависит от манеры его эксплуатации. Пиковые нагрузки, неправильная установка или открытое хранение в суровых условиях, способствуют снижению рабочих показателей и могут вывести из строя даже самый надежный хай джек. Чтобы продлить жизнь подъемнику и обезопасить себя от травм и срыва груза, достаточно придерживаться конкретных правил, приведенных ниже.
Сопоставьте вес груза и возможности подъемного устройства. Используя реечные домкраты для автомобилей, рекомендованная грузоподъемность должна быть равна весу автомобиля. Если брать без большого запаса, но учитывая загруженность внедорожника, инструменту достаточно иметь в 1.5 раза меньшую силу, от массы груза. К примеру, для подъема передней части автомобиля, весом в 3 тонны, хватит домкрата с грузоподъемностью в 2000 кг.
Располагать хай джек по отношению к земле, следует под небольшим углом (80° — 100°). Если установить рейку прямо (под 90°), то по мере подъема она будет наклонятся, приближаясь к грузу, что увеличит вероятность срыва или повреждения корпуса.
Опорная площадка должна располагаться на ровной, твердой поверхности. Если приходится работать на мягкой земле или в грязи, требуется подложить под опору крепкую доску или толстый металлический лист (чем больше площадь подкладок, тем лучше). Так же, можно использовать специальные опорные подставки из прочного пластика, выпускаемые для конкретных моделей и серий хай джеков.
Так называемый “Клюв” реечного домкрата должен надежно упираться в усиленную часть поднимаемого объекта. Специально оборудованные внедорожники можно цеплять за бампера или подножки. Авто без силовых обвесов, можно поднимать за колесные диски с помощью дополнительной оснастки, называемой “лифт мейт”.
В процессе подъема, следует крепко держать рычаг устройства и доводить до упора вниз / вверх. Если рычаг отпустить до фиксации механизма (щелчка), начнется резкий спуск, сопровождаемый молниеносными движениями рукоятки. Во избежание травм, держите пальцы, голову и другие части тела, подальше от траектории движения рычага. По завершению подъема, поднимите рукоятку вверх, расположив её вдоль рейки.
Для плавного спуска груза на землю опустите переключатель над верхним пальцем механизма и производите движения рычага, идентично подъему. Когда вес груза перестанет оказывать давление на устройство, конструкция свободно спуститься к основанию.
Если в процессе эксплуатации инструмент покрылся грязью, её достаточно смыть обычной водой (можно просто сполоснуть в луже). Это снизит образование коррозии и обеспечит плавную работу без заеданий, при следующем использовании домкрата.
Реечный домкрат как лебедка
Порой, оптимальным выходом из сложной ситуации может стать нестандартное применение имеющихся возможностей. Классический функционал рычажно-реечного домкрата, позволяет поднимать грузы в самых суровых условиях, но требует значительных физических усилий. Процедура освобождения колес может быть весьма утомительной, поэтому, человеческая смекалка сформировала более энергосберегающий способ решения подобной задачи. В определенных ситуациях, использование хай джека как лебедки, ускоряет и облегчает процесс извлекания застрявшего автомобиля. О требуемых комплектующих и особенности всего процесса, рассказываем далее.
Для использования реечного домкрата в качестве лебедки, потребуется: ленточный трос (от 200 см) с креплениями, цепь (от 500 см), 2 крюка, шакл и верхняя скоба на рейке. В качестве точки зацепа могут использоваться крепкие деревья (с Ø от 30 см) или монолитные конструкции. Натяжение лебедки должно быть по направлению колес, но небольшой угол так же допустим. Процедура извлечения автомобиля сводится к выполнению простых действий, представленных ниже.
- Накидываем ленточный трос на якорь (дерево или столб) и закрепляем его концы на верхней скобе с помощью шакла.
- На зацепной упор “клюв” одеваем крюк, соединенный с концом цепи. Противоположный конец цепляем за буксировочную проушину.
- Процесс эксплуатации самого хай джека в роли лебедки, не меняется. Движения рычага идентичны подъему грузов, только в горизонтальном положении.
- Если расстояния хода упора недостаточно для вызволения транспортного средства, то процедуру можно повторить. Опускаем механизм к основанию, переставляем крюк на ближайшее к авто звено цепи и снова подтягиваем. Для возможности изменения длины цепи, необходимо иметь крюки с шаклами или двойные.
Подъем массивных и габаритных объектов, всегда был неотъемлемой частью цивилизации. Такой образ жизни, породил потребность в использовании специальных, вспомогательных устройств, позволяющих выполнять более масштабные работы. В современном мире, подъемное оборудование, крайне востребовано и даже незаменимо в большинстве производственных сфер и бытовых делах. В данной теме, мы рассмотрим все существующие типы домкратов, актуальные на сегодняшний день, […]
По мере роста мастерства работы с инструментами, любой человек, рано или поздно сталкивается с необходимостью оказания сильного и точного давления на обрабатываемый объект. Данная задача может преследовать массу целей: от запрессовки подшипников на валы, до выжимания сока из плодов. В продаже присутствует внушительный ассортимент готовых прессовальных устройств, разных размеров и назначений. Помимо главной функции их […]
Процесс откручивания колес легковых и грузовых автомобилей, стал гораздо более удобным и быстрым, благодаря появлению специального инструмента. Современные гайковерты представляют собой миниатюрные устройства, способные за считанные секунды затянуть или открутить самые тугие соединения. Стоит такой инструмент в разы дороже обычного баллонного ключа, но данный минус с лихвой компенсируется колоссальной экономией времени и сил. Каким должен […]